Икебана: новая жизнь цветов или искусство создавать букеты

Икебана

Икебана — традиционное японское искусство, которое имеет символический характер и декоративное применение. Практика Икебаны также воспринимается как форма медитации. По сути, этот вариант обращения с цветами отражает японское миропонимание и восприятие в целом. Речь идет не просто о флористике, но о чем-то гораздо большем и намного более интересном. Поэтому многие с огромным удовольствием погружаются в освоение и изучение этого искусства.

Суть и история икебаны

Согласно древним китайским верованиям, Икебана это уникальное сочетание человеческого духа и природы. Каждая композиция является воплощением внутреннего мира человека, его чувств и эмоций. Согласно историческим заметкам шестого столетия, буддизм тогда был привезен в Китай и вместе с ним пришел обычай использовать цветы для Будды и душ умерших. Семнадцатый век стал периодом, когда Икебана приобрела статус искусства, независимого от религии.

Первыми учителями этого искусства были священники, а их ученики были аристократами. Впоследствии появилось много школ, преподающих, как делать композиции, а икебана стала доступна для самураев, богатых торговцев и представителей других профессий, в том числе женщин.

Основателем первой школы является священник из храма Раккаку-до в Киото. Его работы были настолько изящны, что другие священники использовали его советы. Первоначально букеты имели простой симметричный состав из трех нитей. Основной принцип для букета был основан на необходимости создания центрального стебля, который сочетался бы с двумя нижними ветвями.

Но в начале 17 века буддисты из школы Икенобо создали стиль Рикка (буквально «вертикальные цветы») согласно которому существует семь основных правил расположения цветов. Это потребовало много технических навыков. Они использовали высокие бронзовые вазы. Основной элемент символизирует небо или правду и обычно асимметричен. Позже он занимает центральное и вертикальное положение. Остальные многочисленные ветви, каждая из которых имеет свой символический смысл и декоративную функцию, помещаются в центр и образуют ядро.

В общем, Рикка это микромир, представляющий всю вселенную в виде символической картины. Основные элементы этого стиля оказывают сильное влияние на более поздние формы икебаны:

  • асимметрия;
  • символизм;
  • пространственная глубина.

Абсолютной противоположностью Рикии является упрощенная Чабана (буквально «чайные цветы»). Этот стиль возник в 16 веке как часть чайных церемоний (chanook). Композиция состоит из двух веток или цветов, помещенных в маленькую миску.

Чабана дает основу другого стиля — Нагэирэ (что означает «непринужденность»), в котором несколько элементов расположены в высокой вазе. Этот стиль также характеризуется более простым и случайным расположением цветов.

Стили Рикки и Нагейра предсказывают последующее развитие искусства. С одной стороны, акцент делается на сложные методы, состав композиции, символизм и фиксированные стили, а с другой на спонтанность, простоту и уважение к естественному характеру самих материалов.

Тем не менее стиль Рикки становился все более жестким и формальным и приобретает популярность новый, более простой стиль, называемый Сека (от китайского «живые цветы»), композиция состоит из трех ветвей, расположенных так, чтобы сформировать треугольник. Эти три ветви становятся символами таких элементов как:

  • небеса;
  • земля;
  • человек.

Открытие Японии для влияния Запада в период Мэйдзи (1868-1912) привело к многочисленным изменениям во всех сферах жизни. Стиль морибана был создан Охарой Уншин (1861-1916), основателем школы Охара. Этот стиль полностью революционизирует искусство. В то время как в традиционных стилях элементы собраны и разветвляются из одной точки, в этом стиле используются разные емкости, которые позволяют расположить элементы на всей поверхности плоских сосудов. Также используются Кендзаны (специальные стойки с металлическими «иглами» для крепления растений). Этот стиль позволяет создавать ландшафты в очень натуралистическом, а не символическом виде. Тут допускается использовать камни и минералы. Этот стиль дает полную свободу воображению, но он более четкий и более сложный, чем Негейра.

Адачи Чока

Другим важным новатором является Адачи Чока (1887-1969). Он работает с морибаной и описывает свои композиции просто как «украшение». Инновации продолжаются с появлением новых современных школ.

Современные стили более свободны, там нет договоренностей об организации и цель — показать творчество художников и их понимание красоты. Возможно использовать любые материалы. Такой стиль используется как способ личного выражения, эта модель букетов нерелигиозна и составляется для конкретного случая.

Итак, каждый может попробовать сочетать цветы у себя дома, придерживаясь этого стиля. Нужно только:

  • высокая ваза с узким горлом;
  • веточка, которая служит основой посередине вазы, это может быть ветка виноградной лозы или молодая ветка дерева;
  • три любимых цветка, которые имеют разную длину.

В самом новом стиле Согэцу икебана использует живые веточки, виноградные лозы, листья, злаки, зерна, фрукты, семена, цветы и сушеные растения. Фактически, все натуральные ткани могут использоваться, а современная икебана включает стекло, металл и пластик.

Софу Тэсигахара

Софу Тэсигахара (1900-1979) основал школу Согэцу и начал развивать искусство, которое стимулировало свободное творческое выражение. В послевоенный период авангардные композиции дзен-эйбаны (авангардная икебана) увеличили возможности икебаны путем введения абстрактного и сюрреалистического подхода и ряда новых тканей.

Сейчас традиционные школы, такие как Икебано, сохраняют свой классический стиль, но также разрабатывают современные версии стилей Рикка и Сека и добавляют в свои учебные программы такие современные элементы, как морибана.

Сегодня существует три крупные школы:

  • Икебано;
  • Охара;
  • Согэцу.

Каждая насчитывает более миллиона последователей, но помимо них есть тысячи других больших и малых школ. Многие школы открывают свои филиалы и учат икебане во всем мире, а в 1956 году Токио основана Ikebana International, которая продвигает искусство цветов в глобальном масштабе.

Икебана практикуется многими обычными людьми, которые не принадлежат ни к одной школе, это неотъемлемая часть японской повседневности. Различные композиции украшают дом круглый год, а некоторые специфические элементы используются только для особых случаев и праздников.

— Вечнозеленая сосна символизирует вечность и является предпочтительным элементом для Нового года.
— Она обычно составляется в сочетании с бамбуком — символом приспособляемости и молодости и цветущим абрикосом — символом древности.
— 3 марта в День кукол (Hinna-Matsuri), также известный как Фестиваль девушек, цветущие ветки персика добавляются к традиционным куклам.
— Бамбук является частью украшения на Танабата — Звездный фестиваль, который проходит 7 июля.
— Японские травы и типичные осенние растения, используются в сентябре, когда люди собираются наблюдать за Луной.

Следует отметить, что у вас всегда есть возможность выбрать варианты под собственный регион, к примеру, сделать русскую икебану.